Будущее финских дорог: платят все
На автомобильную поездку в Финляндию в будущем россиянам, по всей видимости, придется заложить еще одну строку затрат - плату за пользование финскими дорогами, введение которой на днях предложил финский минтранс.
Плата за проезд по автотрассам в эгалитарной Финляндии может стать реальностью уже в 2018 году, причем платить придется как финнам, так и иностранцам. Если граждане Суоми получат взамен множественные льготы, то водителей других стран ждут только лишние затраты. Соответствующий проект уже подготовила министр транспорта и связи Анне Бернер (Anner Berner) из правящей партии "Финляндский центр" (Suomen keskusta).
Российские дороги агитируют за платные трассы Финляндии
Финны в большинстве своем не поддерживают ведение системы взимания платы за проезд. До публикации проекта министерства транспорта исследовательская компания Taloustutkimus провела опрос, согласно результатам которого 65% жителей Суоми не хотят ездить по платным дорогам. Несмотря на это, минтранс все-таки подготовил проект и собирается протолкнуть его на рассмотрение парламента.
Чтобы убедить финнов в том, что "начальству виднее", центристы даже выпустили специальный плакат с изображением, как потом выяснилось, российских дорог и надписью: "Нужно остановить ухудшение наших дорог. Настало время для решений. Центр".
Настало время для решений?
Главным нововведением станет создание к 2018 году специальной государственной компании, которая возьмет на себя управление дорожной сетью страны и сборы с владельцев автомобилей. На первом этапе можно будет заплатить за время пользования дорогами. Годовой тариф будет зависеть от уровня выбросов CO2 и, по предварительным подсчётам, в среднем составит 539 евро. Позже минтранс обещает переход к системе оплаты на основе километража.
Взамен финским автомобилистам предлагают целый ряд послаблений. Например, будет полностью отменен налог на покупку автомобиля, который в среднем составляет 7 тысяч евро и ежегодно приносит в казну 853 млн евро.Финский авторынок уже встал - никто не хочет покупать машину сейчас, если через год ее можно будет приобрести на несколько тысяч дешевле.
Также предлагается снизить налог на владение транспортным средством, который в среднем в год составляет 180 евро в год. Власти обещают снизить налог на топливо. За счёт этого, проехав на бензине в год около 17 тысяч километров, финн сэкономит в среднем 62 евро, а на дизеле - около 56 евро.
За проезд по финским дорогам придётся платить и иностранным автомобилистам, пояснили "Фонтанке.fi" в министерстве транспорта и коммуникации. По словам Олли-Пекка Рантала (Olli-Pekka Rantala), руководителя сервисной службы минтранса, с россиян, как и с других иностранцев, плата будет взиматься на тех же основаниях, что и с граждан Финляндии. "Сборы с иностранцев будет осуществлять государственная компания по управлению транспортной сетью. Это будет пошлина за день, месяц или год. Итоговая сумма зависит от выбросов CO2", - рассказал чиновник. При этом о технической стороне вопроса - как и где платить за финские дороги - в минтрансе пока рассказать не готовы.
Финскими дорогами не торгуем
Проект реформы Анне Бернер оказался крайне спорным и был встречен в штыки даже в правительстве. Так, правая правительственная партия "Истинные финны" (Perussuomalaiset) заявила, что готова работать с финскими оппозиционерами над альтернативным проектом.
Видный "истинный финн" и по совместительству министр обороны Финляндии Юсси Ниинисте (Jussi Niinistö) в своем блоге написал, что проект минтранса - это "торговля национальным достоянием страны". По его словам, введение платных дорог вряд ли сможет стимулировать финнов покупать более экологичные автомобили.
Петтери Орпо (Petteri Orpo), председатель "Национальной коалиции" (Kokoomus), еще одной политической силы, также входящей в правительство, заявил Yle, что минтранс провозглашает благие цели, но собирается добиваться их сомнительными методами.
Опыт есть
Предложение финского правительства на самом деле не является чем-то уникальным для Европы - и платят за дороги как коренные жители, так и приезжие. То, что предлагает Анне Бернер, как указывает издание Turun Sanomat, чем-то похоже на итальянскаю систему платных автотрасс, где 40% доходов с трасс уходит в карман управляющей компании. Так, на Апеннинском полуострове берут деньги за пользование дорогами и туннелями. Около 1000 км от Больцано до порта Бари стоит чуть более 60 евро для легковушек.
В Великобритании за проезд по M6, самой длинной автомагистрали страны и первой платной дороге королевства, открытой в 2003 году, придется отдать 5-10 фунтов. Во Франции уже давно существует система платных дорог, которая разбита на участки. Например, за почти 1000 км из Парижа в Ниццу придется отдать от 72 до 112 евро, в зависимости от типа легкового автомобиля.
Самая сложная система платных автомагистралей в Европе, наверное, в Греции, где вся страна поделена между шестью независимыми компаниями. Например, путешествие по трассе Салоники - Афины в зависимости от автомобиля стоит от 13 до 20 евро, но придется доплатить за проезд по участку дороги другого оператора.
23 января министерство транспорта и коммуникации Финляндии заморозило проект платных автодорог.
Евгений Богданов
http://fontanka.fi/articles/32410/
Комментарии